спектакль театра von krahl (таллинн, эстония)
коопродукция: цех фестиваль (москва, россия) и kanuti gildi saal (таллинн, эстония;
при поддержке: city council, cultural endowment (таллинн, эстония) и фонд форда (москва, россия);
премьера: январь 2003, таллинн;
продолжительность: 90 мин;
концепция, постановка, видео: peeter jalakas;
концепция, постановка, хореография, сценография: александр пепеляев; музыка: сергей загний, п.и.чайковский;
музыкальное исполнение: nyyd ensemble;
собственная хореография: дарья бузовкина, татьяна гордеева ;
исполнители актеры: liina vahtrik, tiina tauraite, erki laur, juhan ulfsak, taavi eelmaa Von Krahl театр;
исполнители танцоры: triin lilleorg, kart tonisson, anna-liisa lepasepp; дарья бузовкина, татьяна гордеева и ольга цветкова (кинетик);
костюмы: reet ulfsak ;
свет: lauri sepp;
техники: kalle tikas, taavo tiko, enar tarmo;
отношение
к красоте - одна из постоянных тем русской культуры. спектр подходов к
этой теме бесконечно разнообразен - от деятельной и спасающей красоты
достоевского до отстраненного смакования безобразного в текстах
сорокина. уже более ста лет одним из эталонов, на которых строится
система определения понятия красоты, является балет чайковского
"лебединое озеро". законченность и гармоничность образа обреченной
мечты придают этому шедевру русской культуры мировой значение. с другой стороны, "лебединое озеро" интенсивно использовалось с прикладными и идеологическими целями.
кульминацией
такого потребительского отношения к эстетике стал непрерывный показ
балета по всем каналам российского тв в день путча 91-го года, когда
вся информация о политическом перевороте была закрыта и в то же время
загадочным образом отражена и сконцентрирована в меланхолии мелодий
чайковского, абсолютной покорности заколдованного кордебалета, в
симметрии, линейности и равновесии хореографии петипа-иванова. именно
этот парадокс смешения эстетического абсолюта с утилитарным социальным
контекстом имеет для нового спектакля решающее значение. |
лебединое озеро
|
точное число версий
"лебединого озера" вряд ли возможно определить. среди них есть
классические, социалистические, пародийные, модернистские и прочие.
новый спектакль принципиально исключает возможность очередной трактовки
известного сюжета и в этом смысле, строго говоря не является "лебединым
озером". с другой стороны, спектакль строится как коллаж отражений
образов известного "лебединого озера", социальных, художественных и
эстетических цитат, проекций лирики и романтики на рациональное. в нашем спектакле
"лебединое озеро" рассматривается как символ, как модель законченной и
закрытой системы. особый интерес представляют возможность и
необходимость этой системы изменяться или быть измененной. мы оставили
в стороне сюжет, распределение ролей и канонические решения сцен. темы
спектакля решаются через конфликты взаимных отрицаний (мужское-женское,
танец-повседневное движение, музыка-шум, тень-свет,
черно-белое-цветное, земля-небо, огонь-вода, крик-шепот,
внутреннее-внешнее, вверх-вниз, индивидуум-группа и т.д.) и параллелей
(танец-полет-плавание, украшение себя и других, документальное
кино-спорт и т.д.) новая транскрипция
музыки чайковского (автор - сергей загний) создает атмосферу, в которой
мечты и разочарования романтической сказки ассоциируются с утопией
паровозов, пароходов и ракет, а освобождающий одетту зигфрид чем-то
напоминает классиков революции и, может быть, поэтому принимает черты
злого гения ротбара. может быть -
"освободить" не означает "освободиться"? классический балет чайковского
не дает ответа на этот вопрос - принц нарушает клятву и гибнет в озере,
одетта остается заколдованным лебедем. наш спектакль вырастает из этого
вопроса. саша пепеляев пеетер ялакас |